СПРАВКА

о некорректном исполнении Законов Российской Федерации в отношение ветеранов – участников боевых действий

 

Основание для претензий солдат и сержантов участников боевых действий:

В соответствие со статьёй 39 Конституции РФ, входящей в её главу 2 «Права и свободы человека и гражданина», установлено:

«1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

Соответственно, в силу приведённого п. 2 ст. 39 Конституции РФ, всякие изменения в пенсионном и социальном обеспечении, в том числе направленные на устранение социального неравенства, - возможны только на законодательном уровне, - путём внесения необходимых изменений в профильные законы.

Ранее в той же главе 2 Конституции РФ (имеющей прямое действие) закреплён и ряд иных, нижеприведённых прав человека и гражданина.

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

 

Суть претензий:

Анализ сложившихся в настоящее время правоотношений в области пенсионного и социального обеспечения ветеранов боевых действий, выполнявших интернациональный долг в ДРА в составе частей и соединений ОКСВА, - позволяет сделать однозначный вывод о наличии социального неравенства в данном вопросе, находящемся в прямом противоречии с приведёнными выше нормами Конституции РФ, имеющими прямое действие!

Львиная доля социального неравенства приходится на тот момент, что несмотря на тот общеизвестный факт, что на любой войне основное бремя её опасностей, тягот и невзгод ложится на плечи простого солдата, - государство почему-то именно эту социальную категорию лиц, - солдат и сержантов срочной службы, - вполне явно ущемляет в вопросах пенсионного обеспечения, - по сравнению с пенсионерами из числа офицеров и прапорщиков, выполнявших интернациональный долг в ДРА бок о бок с солдатами и сержантами срочной службы.

Так, пенсионерам из числа офицеров и прапорщиков пунктом «г» ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (наименование Закона в нынешней редакции, далее по тексту - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-I) установлено следующее основание повышения пенсии: «ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона».

Указанная часть первая статьи 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I определяет:

«Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренномподпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии».

Однако те же самые «ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах"», - только принимавшие участие в боевых действиях будучи военнослужащими срочной службы, оформляющие ныне пенсии по нормам Федерального закона № 173-Ф3 “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, - не только не имеют упомянутого повышения пенсии на 32 процента социальной пенсии, так как данным законом подобного повышения пенсии этой категории лиц не установлено, но им даже отказывают включать в стаж для расчета размера пенсии время службы в ДРА в льготном исчислении – один месяц службы за три месяца.

При всей очевидной необходимости этого – от органов Пенсионного фонда поступают отказы с указанием на то, что Федеральный закон № 173-Ф3 “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” «не содержит специальных норм, позволяющих учесть при подсчете страхового стажа, так и общего страхового стажа, период службы по призыву в Афганистане в тройном размере». Поэтому бывшие солдаты и сержанты ОКСВА вынуждены обращаться за защитой своих прав в суд (несмотря на положения ст. 18 Конституции РФ как о главенстве прав человека, так и о том что именно «они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти»), однако судебная практика по данному вопросу складывается неоднозначно, т.к. даже некоторые судьи забывают о данной конституционной норме прямого действия и отказывают ветеранам боевых действий в исках, что безусловно требует вмешательства законодателя для внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устраняющий указанные ущемления пенсионных прав ветеранов боевых действий из числа солдат и сержантов срочной службы.

С 1 сентября 2005 года указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1 000 рублей для инвалидов вследствие военной травмы, которое распространяется и на ветеранов боевых действий, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Однако несмотря на то, что данные об инвалидности по ранению, - имеются в органах Пенсионного фонда (ибо на их основании назначается пенсия по инвалидности), - вопреки ст. 18 Конституции РФ для получения этого дополнительного ежемесячного материального обеспечения установлен явочный порядок: на основании заявления пенсионера-инвалида из числа ветеранов боевых действий. При этом следует учитывать, что не все ветераны-инвалиды знают о данном Указе Президента РФ, чиновники ПФР их не информируют о нём, поэтому если пенсионер-инвалид не подал заявление – то данное дополнительное ежемесячное материальное обеспечение он получать не будет.

Председатель Совета ветеранов 108 мотострелковой Невельской дважды Краснознаменной дивизии

      

генерал-полковник                                                          Барынькин В.М.